Собака-компаньон и современная кинология - что это и в чём отличия от традиционной

Кинология - наука о собаках, теоретическая основа собаководства; изучает анатомию и физиологию собаки, происхождение и эволюцию собак, их разведение и селекцию, экстерьер, кормление и содержание, дрессировку и использование в интересах человека; тесно связана с зоотехнией, зоогигиеной, ветеринарией, генетикой, зоопсихологией, этологией и другими биологическими науками. Такое определение термину даёт Российская кинологическая федерация. 

В настоящее время кинологию делят на два вида:

Современная кинология включает в себя разные методы воспитания и дрессировки собак, которые учитывают когнитивные способности собак и их возможность гибко приспосабливаться к окружающей среде. Также берутся во внимание потребности собаки, причины изменения мотивации. Обучение собаки происходит за счёт естественных механизмов, построенных  на доверительных отношениях без причинения психического и физического насилия. 

Традиционная кинология же делает больший упор на постоянный контроль, механические воздействия и принуждение.

«Не только Пэ-Пэ»

Ходит миф, что в гуманных подходе работают исключительно с помощью положительного подкрепления (ПП) и кликером. Но это не так. Положительное подкрепление почти невозможно использовать в чистом виде, да и оно может решить лишь ограниченное количество проблем. Да и зачем, когда есть другие прогрессивные и эффективные способы дрессировки и обучения собаки, где ПП лишь одна часть квадранта Скиннера.

Квадрант Скиннера - это понятие в дрессировке, которое разделяет воздействия на животное на 4 типа:

  • Положительное подкрепление (ПП) - добавление чего-то приятного;
  • Отрицательное наказание (ОН) - убирание чего-то приятного;
  • Положительное наказание (ПН) - добавление дискомфорта;
  • Отрицательное подкрепление (ОП) - удаление неприятного стимула.

По результатам опроса, чаще всего активные читатели сталкиваются с чрезмерной реакцией собаки на своих сородичей (57%). Ниже приведём примеры воздействия на собаку для каждого квадранта:

  • Положительное подкрепление - когда собака отворачивается от интересного ей сородича, то её можно активно и весело похвалить едой или игрушкой, ведь она такая молодец;
  • Отрицательное наказание - увести собаку от интересного ей сородича;
  • Положительное наказание - рывок поводком, когда собака смотрит на интересного ей сородича;
  • Отрицательное подкрепление - снижение натяжения поводка, когда собака отходит от интересного ей сородича.

В современных методиках чаще всего используют положительное подкрепление, отрицательное наказание и отрицательное подкрепление. А вот в традиционной кинологии положительное наказание и отрицательное подкрепление используются куда чаще, а порой эти методы являются основным в воспитании собаки. Кроме того,  активно применяется и аверсивная амуниция. Но обо всём по порядку.

Аверсив и традиционная кинология

Аверсивные методы - физически неприятные для собаки события в дрессировке собак. Например:

  • Рывки и рывочки;
  • Диски Фишера, ключи, банки с гвоздями/монетами;
  • Депривация и ограничения в еде, воде, активности;
  • Применение теории доминирования, переворачивание собаки, «укусы»;
  • Удары, шлепки, в том числе с применением подручных средств;
  • Наказание одиночеством, игнорированием;
  • Клетка/намордник как наказание;
  • Подвешивание на ошейнике;
  • Контробусловливание в применением аверсивных методов;
  • Безальтернативное поведение;
  • Метод погружения в ряде случаев.

Нередко они сопровождаются использованием аверсивной и корректирующей амуниции, такой как:

  • Удавка;
  • Контроллер;
  • Парфорс, он же строгий ошейник;
  • РЭО, оно же ЭШО, + антилай;
  • Рывковая цепочка;
  • Тонкий верёвочный ошейник;
  • Шлейки-easywalk;
  • Халти.

Наверняка, это не все виды аверсивной амуниции. К счастью или к сожалению, мы знаем не обо всех.

Обращаясь к кинологу или общаясь с другими собаководами, вы можете так или иначе сталкиваться с советами применить подобную амуниции на вашей собаке. По результатам опроса 51% наших читателей сталкивались с рекомендацией аверсивной амуниции, и в большинстве случаев (29%) её рекомендовал даже не кинолог. Приведём примеры, для чего могут использовать тот или иной аверсив в бытовой дрессировке, а так же как эти инструменты работают.

Вид амуниции: Удавка, контроллер, тонкий верёвочный ошейник

Когда её рекомендуют? Удержание животного, обучение прикладным командам, таких как  рядом, отработка навыка не тянуть поводок, сложно контролировать собаку, вместо халти, опять же, для тотального контроля над собакой, агрессия к людям/собакам.

Как работает: Серия резких рывков или натягивание. Натяжение вызывает кратковременную остановку дыхания. Приводит к выработке гормона кортизола и адреналина, включает механизм самосохранения. Собака пытается избежать наказания. Возможна травматизация.

Вид амуниции: Рывковая цепочка

Когда её рекомендуют? Обучение прикладным командам, таких как  рядом, стоять, отработка навыка не тянуть поводок, агрессия к людям/собакам.

Как работает: Серия коротких резких рывков или один сильный. Каждый рывок причиняет физическую боль. Приводит к выработке гормона кортизола и адреналина, включает механизм самосохранения. Собака пытается избежать наказания. Возможна травматизация.

Вид амуниции: Парфос

Когда её рекомендуют? Отработка навыка не тянуть поводок, сложно контролировать собаку, агрессия к людям/собакам, иногда для решения других проблем, таких как вокализация, подбор, реакция на других собак.

Как работает: Серия коротких резких рывков или один сильный. Каждый рывок причиняет физическую боль. Приводит к выработке гормона кортизола и адреналина, включает механизм самосохранения. Собака пытается избежать наказания. Возможна травматизация.

Вид амуниции: ЭШО

Когда её рекомендуют? Отработка навыка неподбора, отработка команды подзыва, вместо запрещающей команды, как “невидимый поводок”, чтобы собака “не уходила далеко”, агрессия к людям/собакам, иногда для решения других проблем, таких как вокализация, реакция на других собак, налаживание контакта и т.д.

Как работает: Разряд тока разной мощности, который замещает команду (как правило, запрещающую или подзыв) или маркер ”Нет”. Причиняет физическую боль. Приводит к выработке гормона кортизола и адреналина, включает механизм самосохранения. Собака пытается избежать наказания. 

Вид амуниции: Антилай

Когда её рекомендуют? Купирование проблемы лая.

Как работает: Разряд тока разной мощности каждый раз, когда собака издаёт лай. Некоторые модели могут выпускать разряд тока даже когда лает другая собака, а не так, на которую надет антилай.

Вид амуниции: Шлейки-easywalk

Когда её рекомендуют? отработка навыка не тянуть поводок.

Как работает: Обхватывает передние лапы лапы собаки на уровне плеча. Поводок крепится к груди. Препятствует естественному вымаху лап, изменяет паттерн движения. При натяжении поводка, ремень на груди стягивается на груди (конструкция как у мартингейла), что вынуждает собаку остановиться, так как ей не комфортно идти дальше. Возможен гипертонус мышц, особенно при регулярной носке. Шлейка не безопасна и из неё легко вывернуться.

Вид амуниции: Халти, он же недоуздок для собак

Когда её рекомендуют: Отработка навыка не тянуть поводок.

Как работает: Надевается на морду собак как недоуздок на лошадь. При натяжении поводка сжимает пасть собаки и разворачивает её морду на человека. Возможна травматизация. Подробнее смотрите здесь.

Конечно существуют и более жестокие методы использования каждого вида амуниции, такие как подвешивание животного животного на удавке через дверь для удушения, надевание рывковой цепочки на талию кобеля и другие методы, о которых мы упоминать уже не будем. Всего не перечислить, а жестокости нет предела. К сожалению, порой и правильную безопасную амуницию могут точно так же использовать не по назначению.

Аверсив (что методы, что амуниция) не только причиняет боль и дискомфорт, но он ещё и малоэффективен, что доказано разными исследованиями. Например, в исследовании Пермского института ФСИН России в 2020 году провёл исследование, в котором сравнивали традиционный и современный метод обучения собак. По результатам исследования при использовании положительного подкрепления команду «Сидеть» удалось выучить на 62% быстрее, чем при использовании механического воздействия на собаку.

Другое исследование сравнивает процесс обучения собак командам “ко мне” и “сидеть”. В первой группе с помощью ЭШО и во второй группе с помощью положительного подкрепления. По результатам исследования обе группы добились успешного результата в обучении, однако при использовании положительного подкрепления, навык удалось закрепить за меньшее количество повторений, а также им потребовалось меньше жестов или сигналов поводком. Из чего был сделан вывод, что даже богатые знания работы с ЭШО не делают результаты дрессировки более эффективным.

Стоит отметить, что аверсив не работает с причиной поведения, а лишь с его следствием. 

Так же, помимо неэффективности, у традиционных методов есть ряд побочек, которые могут влиять на психику и здоровье животного. Перечислим часть из них:

  • Нет реальной работы с проблемным поведением, причины поведения не устранены, а значит могут “выстрелить” в другом месте;
  • Использование аверсива повышает уровень кортизола (гормон стресса);
  • Может развиться хронический стресс, повышенная тревожность, неврозы;
  • Появление страхов и фобий;
  • Физическая боль, травмы, особенно если речь идёт об ударах, пинках или рывках;
  • Попытки к бегству;
  • Ухудшение контакта с собакой, потеря фокуса на человеке; 
  • Опухоли желудочно-кишечного тракта;
  • Общая подавленность;
  • Снижение аппетита и веса;
  • Бессонница, ухудшение качества сна;
  • Постоянный стресс приводит также к снижению иммунитета и заболеваниям сердца.

Мы считаем, что ни одна команда, трюк или навык не стоит таких рисков.

А ознакомиться с примерами исследований можно по ссылкам ниже:

  • Does training method matter? Evidence for the negative impact of aversive-based methods on companion dog welfare / “Так ли важны ли методы тренировки? Доказательства негативного влияния аверсивных методов на благополучие собак-компаньонов”, 2020 г.
  • https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/33326450/;
  • The welfare consequences and efficacy of training pet dogs with remote electronic training collars in comparison to reward based training / “Влияние на благополучие и эффективность дрессировки с помощью ЭШО в сравнении с дрессировкой, основанной на положительном подкреплении”, 2014 г. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/25184218/;
  • Dogs are more pessimistic if their owners use two or more aversive training methods/ “
  • https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/34561478/;
  • Ольга Кажарская.  Электрошоковый ошейник
  • https://schnauzer-forever.nethouse.ru/static/doc/0000/0000/0081/81075.b4r9aa4v8n.pdf;

The use of electronic collars for training domestic dogs: estimated prevalence, reasons and risk factors for use, and owner perceived success as compared to other training methods / “Использование электроошейников для дрессировки домашних собак: оценка распространённости, причин и факторов риска использования, а также субъективная оценка владельцами успешности по сравнению с другими методами дрессировки”

https://bmcvetres.biomedcentral.com/articles/10.1186/1746-6148-8-93.

Отношение к собаке

Ещё одно различие традиционной и современной кинологии - отношение к собакам. 

В традиционной кинологии собака может являться лишь инструментом для закрытия каких-то потребностей человека: охрана, охота, пастьба. При этом не всегда берётся в расчёт благополучие собаки. В качестве примера сюда можно отнести многих цепных собак, которые живут в деревнях, которые не имеют выгула, своевременной

ветеринарной помощи и качественного рациона

Также часто среди приверженцев традиционной кинологии можно встретить термин “теория <межвидового> доминирования”. Согласно теории, собаки склонны к доминированию над человеком за положение лидера. Чтобы этого не допустить, человеку нужно бороться с собакой, ведь “альфой” можно стать только через силу. 

Сам термин появился в 70-ых годах прошлого века после публикации “Стайной теории” Дэвида Мича о наблюдениях за волками . В качестве фокус-группы была взята содержащаяся в неволе стая никак не связанных между собой волков. Животные постоянно боролись за доминантное положение и за доступ к ресурсам. В результате появился миф, что волки склонны к жёстой борьбе за иерархию. Во главе стоит альфа - самая сильная и агрессивная особь, а все остальные ему подчиняются. Так как считалось, что собаки произошли от волков, то это означало, что и собаки живут по тем же “законам”, что и волки. 

Теория подкрепила собой много неоправданно жестоких заблуждений, таких как:

  • существование “доминирующих” над человеком собак;
  • собаке нельзя лежать на кровати и первой выходить из дома, ведь так она повышает свою значимость и может начать проявлять агрессию;
  • наказание должно быть достаточно сильным, чтобы собака его заполнила. А ещё лучше, если наказание будет на языке собаки - кусание, нависание, хватание за шкирку, переворачивание животного на спину и удержание в таком положении;
  • садки на человека = доминирование (да, это тоже миф!);
  • что хозяин должен уметь отбирать у собаки еду силой рукой из миски;
  • оправдание аверсива и насилия над животным.

Таким методы воспитания не только очень жестоки (ведь бытовало мнение, что и волки жестоки), а ещё очень зрелищны. И они пошли получили свою популярность через массовую культуру: книги, статьи, телевизионные и интернет-шоу. Пожалуй все мы знаем, о каких шоу идёт речь.

НО:

  • Дэвид Мич признал ошибку и опроверг свою теорию;
  • Более поздние исследования показали, что собаки произошли не от волков, а от общего с волками предка;
  • У собак отличная от волков структура стаи. Да и человек не является членом стаи в прямом смысле этого слова.

В современной кинологии отношения с собакой можно назвать скорее партнёрскими: они строятся на доверии. Да, иерархичность сохраняется. Но выстраивается она за счёт правил,  ритуалов, через обучение собаки. А также через общение с ней. Хотя человек и собака общаются по-разному, менее между ними возникает понимание. 

Оказалось, что собака может очень много нам рассказать: какое лакомство ей нравится и какая игрушка, закрыты ли её потребности,  понимает ли она нас в моменте, или нет, а может у неё что-то болит и ей плохо. За время эволюции собаки хорошо приспособились к жизни рядом с человеком и научились с нами общаться. Осталось лишь понаблюдать за своим другом и  научиться его понимать. 

В вопросах коммуникации с собакой могут помочь разобраться:

  • Диалог с собаками: сигналы примирения, Тюрид Ругос;
  • Лай - о чём говорят собаки, Тюрид Ругос;
  • По ту сторону поводка. Как понять собаку и стать понятным ей;
  • Контроль без поводка, Патриция МакКоннелл;
  • Драйв и мотивация,  Андерс Халлгрен;
  • Пес со мной. Как понять собаку и сделать ее счастливой, Мария Мизерницкая и Карина Пинтийская;
  • Путеводитель по агрессии собак, Лидия Ушакова.

Эти прекрасные книги помогают изучить и понять, почему собака в определённой ситуации ведут себя именно так. Что они хотят нам сказать. Любое резкое изменение поведение стало рассматриваться не с точки зрения “собака проявляет свою доминантность”, а с того, что на это могло повлиять, начало учитываться физическое и психическое здоровье собаки. И это помогло сделать обучение эффективнее, а жизнь с собакой - комфортнее.

Пять доменов

Последнее, о чём хотим напомнить в рамках гуманного подхода к заботе о животных, это о концепции “Пяти доменов”.

Возможно кто-то из вас уже слышал про концепцию  «Пяти свобод— это международная концепция благополучия фермерских животных, опубликованная FAWC в 1979г.  С оригиналом документа можно ознакомиться здесь: Five freedoms

На основе них, в 1994 году, были созданы новые более всеобъемлющие  пункты. Они называются “Пяти доменов”, и уже относятся ко всем животным, включая собак и кошек. В них входит забота о благополучии животного в следующих сферах:

  1. Обеспечение качественного питания : постоянный доступ к свежей воде, полезный сбалансированный рацион.
  2. Безопасные и отвечающие потребностям конкретного животного условия содержания. 
  3. Забота о физическом и ментальном здоровье подопечного.
  4. Возможность реализации видотипичных потребностей. Сюда же относятся игры и развлечения.
  5. Ментальное состояние: все вышеперечисленные пункты влияют на благополучие собаки в целом, вызывают положительный интеллектуальный опыт.

Эти правила или свободы, как их ещё принято называть, делают жизнь собак благополучнее и счастливее. Поэтому о них важно помнить и не забывать их придерживаться. Подробнее о “Пяти доменах” можно прочитать здесь.

Как заменить традиционные методы в дрессировке на современные? 

Или основано на реальных событиях.

Кейс №1. Команда рядом

Дано: надо научить собаку ходить рядом с человеком.

Вариант решения от традиционного кинолога: ограничение передвижение собаки, подавление её желаний через короткий поводок и рывки. Да, собаку хвалят за правильное положение, но за его нарушение строго наказывают. Нередко применяют удавки.

Минусы:

  • малоэффективно;
  • подойдёт не всем собакам (согласно опросу, 77% активных читателей считают своих собак в той или иной степени тревожными);
  • собаке не интересно и скучно заниматься, теряется интерес и азарт;
  • собака может фрустрировать, уходить носом в землю и не понимать, что происходит.

Плюсы:

  • кинологи говорят, что единственный способ быстро научить собаку, хотя это спорно. На экзамене по ОКД среди 12 учеников за 3 месяца справилась более-менее только одна собака.

Вариант решения от современного кинолога: через игру, шейпинг  и положительное подкрепление объясняем собаке положение тела. Нет рывков, поводок нужен только как подстраховка молодой или неопытной  собаке. Через игру учим собаку ходить около ноги. Через шейпинг учим занимать основное положение. Добавляем усложнения и повороты. 

Минусы:

  • нет

Плюсы:

  • эффективный способ;
  • подойдёт тревожным собакам;
  • собаке интересно взаимодействие с человеком;
  • улучшается контакт с собакой, при должном тренинге можно наладить фокус на человеке.

Итог:

Практически в любой ситуации возможно обойтись без применения силы и агрессии по отношению к собаке. 

Кейс №2. Агрессия на человека

Дано: метис, 2 года. Собака внезапно начала бросаться на человека, воровать несъедобные вещи, не даёт людям забирать эти вещи обратно.

Вариант решения от традиционного кинолога: отобрать предмет силой, ударить собаку за рык, показав, что это не дозволено. Если собака продолжила рычать или бросаться, то ударить снова. Возможно сильнее. Или схватить собаку за шкирку и прижать к полу до тех пор, пока она не перестанет агрессировать.

Минусы:

  • подорвано доверие к хозяину;
  • агрессия к человеку усилилась;
  • причина поведения осталась неизвестна;
  • большой риск получений травм или увечий от собаки;
  • большой риск нанести собаке травму;
  • время от предупреждение до атаки сокращается.

Плюсы: 

  • нет

Итог: проблема не решена.

Вариант решения от современного кинолога: понять причину поведения собаки: вести дневник с записью подобных инцидентов. Наладить доверие с собакой, научить собаку менять предмет на другой или на еду. Убрать потенциально опасные предметы из доступа. По возможности не подходить к собаке, не лезть к ней руками. В моменте: предложить собаке взять у вас что-то очень ценное для неё, например очень вкусную еду. 

Минусы:

  • требует много времени;
  • нужно организовать пространство.

Плюсы:

  • найдена причина поведения (головная боль, физический дискомфорт);
  • доверие собаки к человеку выросло;
  • время от предупреждение до атаки увеличивается;
  • как следствие из пункта выше, шанс быть атакованным собакой заметно ниже;
  • у собаки есть навык отдавать украденный предмет без насилия над ней - через обмен;

Итог: проблема решена частично, т.к. основная проблема - боль, и с ней нужно к ветеринару. 

Кейс №3. Бум

https://www.youtube.com/watch?v=0Yz0Jp_hqYQ

https://www.youtube.com/watch?v=hp_wejVxCXo

Пожалуй это самый наглядный пример - обучение собаки преодолевать снаряд “бум”. Бум - препятствие из бревна с плоским верхом и двух трапов. Собака должна зайти по одному трапу, пройти по горизонтальной его части, а потом спуститься по другому трапу.

Дано: нужно научить собаку преодолевать бум.

Вариант решения от традиционного кинолога: одной рукой берём ошейник, короткий поводок, другой - собаку берут под грудь и силой затаскивают на трап. Да, даже алабая, ротвейлера и дога. Так протаскивают по горизонтальной доске, и по трапу для спуска, при этом не давая собаке спрыгнуть. И только после спуска с трапа хвалят. Иногда на удавке.

Минусы:

  • подорвано доверие к хозяину;
  • способ не подойдёт для тревожных собак;
  • собака может начать бояться прикосновений;
  • собака может начать с недоверием относиться к попыткам её поднять, а то и вовсе начать проявлять агрессию;
  • собака испытывает сильный стресс, что ухудшает её навыки к  обучению;
  • если у собаки есть страх высоты, то эта методика не поможет ей его преодолеть;
  • возможны падения и травмы;
  • страх самого снаряда.

Плюсы: 

  • кинологи говорят, что это единственный способ быстро научить. 

Итог: большинство собак с крепкой нервной системой всё таки смогут выучить этот снаряд. Но тревожные и трусливые собаки скорее всего будут бояться снаряда ещё больше. 

Вариант решения от современного кинолога: 

1. Через разложенные на буме лакомства учить собаку преодолевать бум.

2. Берём доску подходящей ширины и кладём её на землю. С помощью еды и наведения учим собаку наступать на доску. Затем предлагаем собаке пройти по доске. По мере успеха, один конец ставим на повыше, имитируя наклон трапа. Не стремимся сразу поставить трап высоко, поднимаем его постепенно. Учим собаку ходить по трапу вверх- вниз. Как только наклон трапа примерно равен высоте бума, можно переходить на бум и проходить его целиком. Так же можно учить собаку забираться на брёвна и пеньки.

Минусы: 

  • может занять много времени с тревожной собакой.

Плюсы:

  • повышается уверенность собаки;
  • учит владению своим телом, держать баланс;
  • собака воспринимает процесс обучения как развлечение, а значит интерес к обучению выше;
  • данный метод может помочь собаке преодолеть страх высоты;
  • постепенное освоение бума позволит минимизировать падения с большой высоты.



Кейс №4. Фу или отучение неподбору

Ирландский сеттер, 6 месяцев. Мотивацией выйти на улицу был подбор всего что только можно. 

Вариант решения от традиционного кинолога: Учили неподбор через гремящую банку. Когда собака пыталась что-то подобрать, в неё летел гремящий предмет. 

Минусы:

  • сейчас собаке 3 года, сеттер входит в панику при виде валяющейся еды, испытывает жуткий дискомфорт на прогулках;
  • повышение общей тревожности;
  • подорвано доверие к хозяину;
  • не работает на долгосрочную перспективу в большинстве случаев.

Плюсы: 

  • может быстро отбить желание подбирать.

Вариант решения от современного кинолога: обучения навыку «оставь». Самоед 3 месяца, тащит всё в пасть на улице: листья, палки, еда и т.д. Проработали дома навык «оставь», вынесли навык на улицу. Предоставили легальный подбор.

Минусы: 

  • может занять много времени.

Плюсы:

  • развивает контроль у собаки;
  • доверие собаки к человеку выросло;
  • собака не испытывает дискомфорта при обучении и работает за счет мотивации;
  • закрыта потребность реализации видотипичного поведения.

Также советуем изучить статью “Почему люди бьют собак” https://www.instagram.com/p/CgBiIIOI5SH/?img_index=1 (выложить в телеге)

Источники: 

  1. О современных методиках дрессировки служебных собак,  А В. Хайновский, А А. Голдырев,
  2. Пермский аграрный вестник, 2020 г. Онлайн-ресурс;
  3. Традиционная кинология, «позитив» и новая кинология. Сравнение, Ольга Кажарская,
  4. Догфренд Паблишерс, 2014 г. Онлайн-ресурс;
  5. Дэвид Мич. Альфа-статус, доминантность и разделение труда в волчьей стае, Ольга Кажарская. Онлайн-ресурс;
  6. Дрессировка собак с помощью кликера, Карен Прайор. Аквариум-Принт; Москва; 2005
  7. Efficacy of Dog Training With and Without Remote Electronic Collars vs. a Focus on Positive Reinforcement, Lucy China, Daniel S Mills, Jonathan J Cooper, 2020г. Онлайн-ресурс;
  8. The use of electronic collars for training domestic dogs: estimated prevalence, reasons and risk factors for use, and owner perceived success as compared to other training methods, 2012 г. Онлайн-ресурс;
  9. Reward Training vs. Discipline-Based Dog Training, Stanley Coren PhD., DSc, FRSC, 2010г. Онлайн-ресурс;
  10. Мы, собаки и другие животные: Записки дрессировщика, Иван Затевахин, Альпина нон-фикшн, Москва, 2024г;
  11. Сайт Российской Кинологической Федерации. Онлайн-ресурс;
  12. “Диалог с собаками: сигналы примирения”, Тюрид Ругос, Догфренд Паблишерс, 2008г;
  13. “Фу! Моя собака-пылесос, или Как научить собаку не подбирать еду на улице”, Татьяна Романова, АСТ, 2024г;
  14. Ancient wolves give clues to origins of dogs, MICHAEL PRICE, 2022г, Онлайн-ресурс;
  15. Коммуникативные взаимодействия в межвидовой группе "человек - домашнее животное" в контексте экопсихологических типов взаимодействий, Панов В. И., 2016г, Онлайн-ресурс;
  16. Социальные аспекты взаимодействия человека с домашними питомцами как копинг-стратегии, Никольская Анастасия Всеволодовна, 2015г  Онлайн-ресурс;
  17.  Fostering a “shared understanding of animal welfare”, World Organisation of Animal Health Онлайн-ресурс;
  18. Farm Animal Welfare Council press release 1979, UK Government Web Archive.  Онлайн-ресурс;
  19. What Can The Five Domains of Animal Welfare Do for Your Pet?, Kendra Gray, 2024г. Онлайн-ресурс;
  20. Концепция пяти доменов, Алиса Тананаева , Dog Science Club. Онлайн-ресурс;

Welfare Corner: The Five Domains of Animal Welfare, Redwings Horse Sanctuary, 2022г.  Онлайн-ресурс.